"Экспертиза катастрофы". Реформам образования поставят оценку

Анна Смирнова / nakanune.ru

Общественная палата запускает экспертизу реформ образования. Члены экспертной группы оценят преобразования прошедших 10-20 лет. 25 октября на круглом столе в ОП РФ модератор дискуссии Валерий Фадеев призывал экспертов "найти консенсус и начать содержательный разговор", но обсуждение так и не вышло за рамки спора непримиримых оппонентов – критиков и защитников реформ. Первые перечисляли проблемы образования и заявляли о катастрофе, вторые обвиняли их в пессимизме и призывали "двигаться вперед" – к интерактивности, "маркетплейсам", "билетам в будущее". Подробности обсуждения – в материале Накануне.RU.

"Много дискуссий идет по поводу происходящего в российском образовании, но нет профессиональной оценки того, что случилось с российским образованием за прошедшие 10-20 лет", – начал секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев.

Дать эту оценку, по его словам, должна общественная экспертиза. "Экспертизе могут подвергаться действия или бездействие органов государственной власти. Надо на чем-то сконцентрироваться, нужно техзадание проведения экспертизы, где будет указано, на какие вопросы мы хотим ответить, как профессионально провести общественную экспертизу, чтобы результаты стали ценностью для принятия решений", – сказал Фадеев.

Участники обсуждения сконцентрировались каждый на своем. Зал поделился на две части: критиков реформ – учителей, преподавателей, общественников, и защитников – членов ОП, чиновников Министерства просвещения, науки и Рособрнадзора. К последним присоединился и вице-президент Российской академии наук (РАН).

Профессор кафедры матанализа ЛГПИ РГПУ имени Герцена, народный учитель России Сергей Рукшиннапомнил о последствиях реформ последних 10-20 лет: не оправдавшем себя ЕГЭ, болонской системе, разрыве образовательного пространства.

"20 лет назад нам обещали, что по результатам ЕГЭ будут даваться кредиты на полное или частичное погашение платы за обучение, но обещанных сертификатов не было, все о них забыли. Сфера олимпиад – то, чем страна гордилась, то, что было честным и прозрачным, превратилось в коррупциогенный фактор. Некоторые вузы сами готовят участников своих олимпиад! Что касается поступления в столичные вузы, то в итоге ЕГЭ требует приезда: человека зачисляют, когда он напишет личное заявление на зачисление", – сказал Сергей Рукшин.

Новая система лишила вузы права самим выбирать себе студентов и вынудила брать тех, "кого ЕГЭ пошлет", образовательное пространство страны перестало быть единым из-за вариативности учебников, а учитель потерял высокий социальный статус из-за низких зарплат, кипы бумажной работы и электронного документооборота, добавил профессор.

"Позавчера произошло страшное для нашего технологического развития событие – ни одна страховая компания не согласилась страховать запуски двух ближайших "Союзов". Сейчас запуски под угрозой. Когда мы знали такое за советской, а потом российской экономикой и сферой технологий?" – заметил Рукшин.

Наука не развивается в том числе из-за того, что размер стипендии в аспирантуре вынуждает исследователей искать подработки на стороне, а то и вовсе перебираться за рубеж.

"Мы получаем бакалавров, которые подготовлены хуже, чем выпускники техникумов, и магистров, которые не знают производства", – заявил Сергей Рукшин, рассуждая о наследии болонской системы.

При этом в образовательных ведомствах – кризис управления, считает профессор. Отраслью управляют три структуры – Министерство просвещения, Министерство науки и организация, которая "ни за что не отвечает, но проводит аттестацию и дает вузам аккредитацию".

"Контролирует тот, кто не отвечает за качество работы", – сказал докладчик про Рособрнадзор.

Картина излишне пессимистична, высказался вице-президент РАН Алексей Хохлов.

"Если мы хотим провести анализ того, что имеется в реформе образования, мы должны двигаться вперед, а не назад. К ЕГЭ я не стал бы так негативно относиться, да, есть проблема с олимпиадами, но благодаря ЕГЭ у нас в ведущих вузах учатся многие студенты, которые иначе бы не попали", – сказал академик.

Двигаться вперед – это к цифровизации образования, уверен вице-президент РАН.

"Метод преподавания, когда преподаватель пишет на доске, а студент слушает, не годится. Взять, например, немецкую систему образования, там ситуация хуже, но они больше движутся в сторонуинтерактивных способов обучения", – поведал Хохлов.

"Может, поэтому и хуже", – усмехнулись оппоненты.

"Слышим такие вещи от вице-президента Академии наук, а потом удивляемся, почему у нас наука в таком состоянии", – прокомментировал историк Евгений Спицын.

"Когда больше самостоятельной работы и меньше лекций – это благо. Интерактивность – тренд современного мира", – попытался объясниться академик РАН.

"Мне не нужна экспертная группа, которая передерется и меня побьет. Нужно найти поле для консенсуса, содержательного разговора, пространство несогласия, но конструктивной работы", – вступился Фадеев.

Представители лагеря чиновников противопоставляли "излишне пессимистичной картине" свою – изобилующую модными терминами и будто существующую в отдельной реальности, где других проблем нет.

Так, глава комиссии ОП РФ по социальной политике Наталья Починок заявила, что перечисленные Сергеем Рукшиным проблемы – его личное отношение к образованию, и начала говорить про важность "маркетплейсов".

"Как раз Рукшин и его единомышленники неоднократно предлагали конкретные шаги по исправлению ситуации по ФГОСам, единым учебникам, а представители вашего лагеря делают все, чтобы у нас не было единого образовательного пространства, единых учебников, и мы продолжали сидеть на крючке болонского процесса", – заявил Евгений Спицын.

"Мы не можем двигаться дальше, потому что вы зашли в тупик – обличаете друг друга. Одни обличают, другие отбиваются. Проблема в том, что у тех, кто отбивается – в руках деньги и ресурсы, у тех, кто обвиняет, в руках в основном интеллект", – заметил Фадеев.

Линию защиты реформ подхватил член ОП РФ Илья Семин. Общественная экспертиза должна контролировать строительство объектов инфраструктуры, проверять типовые профессиональные траектории проекта "Билет в будущее" и адекватность справочников востребованных профессий запросам работодателей, продекларировал он.

Нужно проводить экспертизу решений в образовании, заявил научный редактор журнала "Эксперт" Александр Привалов.

"За одну неделю два президента РАН – бывший и нынешний – разными словами сказали о вредоносности стержня образования – ЕГЭ. Это тоже общественная экспертиза. Нужно экспертироватьпринятие решений в образовании – она [отрасль] уникально герметична. Карта размещения ядерных сил РФ гораздо менее закрыта, чем решения в образовании! Главных конструкторов нашего образования не знает никто", – сказал Привалов и привел в пример рабочую группу по совершенствованию системы аккредитации вузов, на которой ректор Высшей школы экономикиЯрослав Кузьминов предложил делить вузы на три вида.

В заключение Привалов заметил, что надо идти вперед, но к этому должны призывать "не те люди, которые отвечают за ошибки сзади".

ЕГЭ, действительно, уничтожает образование. Известный критик единого госэкзамена, доктор физико-математических наук Александр Иванов рассказал о сокращении высокобалльников по профильной математике: количество получивших выше 80 баллов за год сократилось на треть. В Республике Карелии всего четыре человека набрали больше 90 баллов. При этом все больше выпускников выбирают "тест на дебильность" – базовый ЕГЭ по математике.

"Вы все правильно говорите, но мне это не нужно. Дайте мне задание", – настаивал Валерий Фадеев.

Профессор озвучил предложения: отделить школу от ЕГЭ и перестать прятать задания ЕГЭ после проведения экзамена.

"Мы все время хотим мир поломать до основания, а потом построить что-то новое. Но раз мы уже двинулись по этому пути, и есть позитивные изменения… Россия показывает лучшую динамику в мире по всем предметам! Хватит революций!" – вступился за единый госэкзамен замглавы РособрнадзораАнзор Музаев.

Журналист, соавтор проекта "Последний звонок" Константин Семин предложил Общественной палате архив из сотни писем от школьников, студентов, преподавателей и родителей со всей страны, которые рассказывают о проблемах в образовании.

"Речь идет о сотнях и сотнях писем. Вы могли бы попытаться найти хотя бы десяток писем, которые поддерживали бы режим", – сказал журналист.

Чиновницы из Министерства просвещения и Министерства науки понадеялись, что экспертиза поможет системе образования, и заявили о готовности к сотрудничеству.

"Возьмемся за работу! Рад, что налажен контакт с чиновниками и ведомствами", – подчеркнул Фадеев и добавил, что через пару недель ОП будет принимать решение о составе экспертной комиссии, а через три месяца – отчитается о результатах.

Правда, остался главный вопрос – что даст эта работа? В аппарате ОП Накануне.RU пояснили, что рабочая группа не сможет накладывать вето на решения министерств и ведомств, ее заключения будут носить только рекомендательный характер.

Общественная палата ничего не изменит, уверен Константин Семин, но важно использовать любую площадку для заявлений о проблемах в образовании.

"Мы не строим иллюзии, мы прекрасно понимаем, что Общественная палата ничего не изменит, и что компромисса, взаимодействия между двумя оппонирующими силами быть не может. Это разнонаправленные силы – это "или – или": лечащий врач и человек, который занимается эвтаназией, не могут договориться. Это два противоположных вектора, поэтому никакого примирения с реформаторами – людьми, которые представляют уже не Министерство просвещения, а теневые круги в различных министерствах и ведомствах, в околовластных институтах, таких как Высшая школа экономики, – быть не может. Только конфликт до победы одной из сторон. Пока мы понимаем, что шансы на нашу победы ничтожны, понимаем, что кризисное состояние отечественного образования является отражением кризиса в обществе и экономике, и излечиться от одной проблемы невозможно. Нельзя починить образование, не касаясь всего остального – науки, экономики и политической организации", – прокомментировал Накануне.RU участник обсуждения Константин Семин.

Источник: nakanune.ru

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Проблема разрушения образования России глобальна и не может быть решена в рамках существующей либеральной модели развития. Слишком большие силы, начиная, прежде всего, с международных, поставили своей задачей разрушение страны и слишком много внутренних предателей в правительстве, в управлении образованием, в псевдонаучном обосновании "объктивности" происходящей катастрофы.
Не будем говорить много о частном: о внедрении вредительского фонематического метода в обучении чтению, вместо советского .зрительно-логического. О исключении отметок в первом классе когда неработающий метод не может быть уличен в ничтожности, о бреде чтения как "озвучивании" букв и аудировании на скорость вместо понимания сущности текста, о катастрофе неумения читать после четырех лет бессмысленных фонетических тренировок, о невозможности не умеющего читать ученика что либо понять в пятом классе, где нагрузка существенно возрастает. Об отказе от научного метода обучения предметам. Это и "солянка" окружающего мира - тексты и о чем вместо логичного природоведения, и переделка учебников биологии физики и химии - например в физике 7 класса в первом полугилиивдруг неизвестно откуда возникает мешанина непонятных задач и когда во втором полугодии начинается логика кинематики - интерес к предмету уже безнадежно отбит. Про ЕГЭ и говорить нечего. чего стоят ошибки в простейших словах студентов факультета журналистики МГУ...
Перечислять можно много но это сейчас ничего не решит. См отличные доклады Ясюковой Л.А.
Поэтому вспомним нашу историю: когда февральский переворот, как и сейчас, превратил Россию с подачи либералов к колонию Запада, только левые радикальные силы и останавливается это процесс и провели реформы которые так и не решилось провести царское правительство ( коллективизацию, индустриализацию, всеобщее образование, тот же план ГОЭЛРО - был разработан и пылился ее в царских правительствах, но был просто воплощен большевиками). См блестящие книги Фурсова А.И.
Сейчас у нас. всего лишь, все тот же путь. При том что ситуация много хуже. Мы уже не величайшая страна в смысле экономики. А в образовании тандем чиновников и якобы науки - просто "грантоедческая" ОПГ по освоению бюджета. с прямым ущербом для Образования. Но это означает, что сделать ничего нельзя. Если по- прежнему ничего не делать - то Россия попросту раствориться в истории, что Запад как раз и желает.. Поэтому сейчас необходимо самое широкое обсуждение проблем, всех, и в образовании прежде всего. Обсуждать, требовать и добиваться

25 ноября 2018, 22:20
Пользователь

Что ЕГЭ, теперь еще и ВПР в начальной школе,,, Будет тоже самое...

03 ноября 2018, 15:36
Раиса

ЕГЭ себя не оправдал, как и вся реформа образования в целом. Эту систему защищают те, кто, прикрываясь реформами, потратили колоссальные средства из бюджета. Если бы действительно нужно было качественное образование, в первую очередь нужно было позаботиться о благосостоянии учителя. Только когда педагог будет чувствовать себя защищенным материально, он будет заинтересован в результатах своего труда.

02 ноября 2018, 01:40
Пользователь

Из всего написанного дельный только последний абзац. Во всем остальном никакого интеллекта с обеих сторон не наблюдается

01 ноября 2018, 10:02
Лев

Все согласны с тем, что качество образования нас не только не устраивает, но и продолжает падать. Главная причина этого (но не единственная) заключается в том, что учитель ВЫНУЖДЕН работать больше чем на ставку 18 часов в неделю. И пока это так, никакие ЕФОМ, цифровизации, «педагогические кейсы», "маркетплейсы" и прочая фигня никакого положительного результата не дадут. Не за те ниточки дергаете, господа присяжные заседатели. Всё бесплатный сыр ищете.

30 октября 2018, 18:26
Пользователь

Знаменитый дипломат Генри Киссинджер заявил, что на 96-м году жизни разочаровался в идеях капитализма и считает величайшим грехом США «планомерное уничтожение единственного справедливого мирового государства — Советского Союза».

По словам Киссинджера, на эту мысль его натолкнуло поведение собственных внуков. «Современные люди имеют всё и в то же время не имеют ничего. Нас ничто не радует, мы не счастливы по-настоящему.

Советский человек мог искренне радоваться таким простым вещам, как джинсы, туалетная бумага или сырокопченая колбаса, и потому жил полноценно, дышал полной грудью.

Мы развратили его, открыли ему дверь в тот мир, где за яркой приманкой изобилия скрывались звериные законы капитализма», — сказал он.

Дипломат подчеркнул, что ему потребовалось много лет, чтобы понять, что счастье заключается не в бытовом благополучии.

«У нас был только секс, а у них была любовь.

У нас были только деньги, а у них была искренняя человеческая благодарность. И так во всём. Меня сложно назвать поклонником социализма, я западный человек с западным мышлением, но я считаю, что в Советском Союзе действительно рождался новый человек, можно сказать — homo soveticus.

Этот человек был на ступень выше нас и мне жаль, что мы разрушили этот заповедник. Возможно, это наше величайшее преступление», — заключил он.

30 октября 2018, 14:09
Пользователь

В своем сегодняшнем выступлении министр иностранных дел РФ Сергей Лавров озвучил сумму, которую Соединенные Штаты тратят на «продвижение демократии» в Российской Федерации – 20 миллионов долларов.

Причем, по словам Лаврова, Госдепартаменту не только предлагают, но прямо приказывают тратить эти деньги на заявленную цель. В большинстве своем эти деньги идут на финансирование российских НПО. Также не секрет, что оппозиционные мероприятия редко обходятся без присутствия американских дипломатов, выдвигающих «лозунги смены режима».

Глава внешнеполитического ведомства России отметил, что в настоящее время дипломатическое ведомство проверяет все организации, которые получали финансирование по этому закону.

Однако с цифрами, приведенными Лавровым, категорически не согласен политолог Игорь Рябов. По его словам, 20 миллионов долларов – это мизерная часть расходов США на продвижение своих интересов в России. Ибо, кроме названного российским министром финансирования НКО, деньги идут еще на многое.

«Санкции, инвестиции в покупку элит через вовлечение в приверженность американским стандартам жизни, лоббирование через органы власти выгодных законов, работа с руководством банков и крупных корпораций, игра в кошки-мышки с российской элитой — все это стратегия завоевания России западной цивилизацией. Даже массовые акции — это всего лишь один из инструментов воздействия», — пояснил Игорь Рябов.

Фактически России предъявлен ультиматум: либо принять западные ценности, либо проиграть в конкурентной борьбе. Поэтому эксперт считает, что «Лавров сильно занижает объемы угроз».

29 октября 2018, 22:44
Пользователь

Как можно обучать в школе, если дети не умеют понимать прочитанное хать на бумаге, хоть на экране, делать выводы, сравнивать, анализировать...Или этому их учить не надо. Глянули на картинку в компьютере - и все сразу понятно! Чиновникам от образования кажется, что дети находятся на том же уровне, что и они сами. Цифровизация - бред, если не умеют выполнять элементарное: читать,писать... Цифровизация в школе? Компьютер 2005 года выпуска, проектор выживший из ума, ноутбук за 15 тыс. (для учителя): клавиши зависают, напечатать предложение не возможно, низкая скорость интернета. И это в городе. У нас самая лучшая техника у Единой России (едрисни - не могу не поячснить), а детям и школе достаются объедки с барского стола.

29 октября 2018, 21:25
Пользователь

укроельцинизация на полных парах мчит нашу тройку к евродебильному счастью

29 октября 2018, 20:43